Вопросы пациентов - подагра

ВопросНа вопросы пациентов по проблемам подагры отвечает кандидат медицинских наук, врач-ревматолог высшей категории, заведующая отделением эндокринологии и остеопороза Шафиева Ирина Алексеевна.

1. Что происходит в суставе во время приступа подагры?
  2. Откуда берется  мочевая кислота в организме человека?
  3. Заболевание возникает когда нарушается обмен мочевой кислоты?
  4. Какие факторы способствуют развитию и обострению подагры?
  5. Известно, что  при подагре необходимо исключить из рациона  животные белки. Нужно ли исключать растительные белки тоже, например бобовые?
  6. Если в крови определяется повышенный уровень мочевой кислоты, но приступов артрита никогда не было, нужно ли принимать препараты, снижающие уровень мочевой кислоты?
  7. Как записаться на прием к ревматологу?

Что происходит в суставе во время приступа подагры?

– В суставе возникает асептическое (не бактериальное) воспаление,  как реакция на отложение кристаллов моноурата натрия в суставную полость.

Откуда берется  мочевая кислота в организме человека?

– Источником образования мочевой кислоты  в организме являются пуриновые соединения, которые поступают с пищей; кроме того, она образуется в организме в процессе белкового обмена.

Заболевание возникает когда нарушается обмен мочевой кислоты?

– Действительно, при нарушении процессов синтеза и (или) выделения мочевой кислоты может возникнуть такое заболевание как подагра. Развитие подагры в целом связано с генетическими факторами. Различают несколько механизмов возникновения подагры:

• Метаболические нарушения, при которых повышен синтез мочевой кислоты.  Это происходит из-за нарушения в ферментативной системе синтеза мочевой кислоты, при поступлении в организм с пищей большого количества субстратов образования пуринов. Другая причина повышения мочевой кислоты это наличие провоцирующих факторов, при которых имеет место повышенный распад клеток:  при алкоголизме, заболеваниях крови, онкологических заболеваниях.
  • Почечные заболевания, при которых уменьшено выведение мочевой кислоты из организма, также могут привести к повышению мочевой кислоты.
  • Возможно одновременное нарушение синтеза и выведения мочевой кислоты.

Какие факторы способствуют развитию и обострению подагры?

– Провоцирующими подагру факторами являются:

• обильная еда;
  • резкая потеря жидкости (жаркий климат, сауна);
  • травмы различного происхождения, в том числе травмы и микротравмы ступни (длительная ходьба, узкая обувь, игра в футбол);
  • травмы сосудов и различные хирургические вмешательства;
  • физическая перегрузка и стрессы;
  • простудные и инфекционные заболевания;
  • охлаждение;
  • голодание или лечение голодом;
  • прием медикаментов, способствующих образованию мочевой кислоты;
  • переедание, частое употребление пищи, богатой пуринами и жирами, а следовательно, и сопутствующее им ожирение.

Известно, что  при подагре необходимо исключить из рациона  животные белки, нужно ли исключать растительные белки тоже, например бобовые?

– Употребление продуктов, содержащих овес и богатые пуринами овощи (горох, чечевица, бобы, шпинат, грибы), не приводит к увеличению риска развития подагры. Эти данные можно объяснить различной биодоступностью пуринов животных и растительных белков. На практике это означает, что пациенты с подагрой и с высоким риском ее развития должны уменьшить в своем рационе количество пуринов, поступающих с животными продуктами, но не должны ограничивать потребление любых овощей, в том числе и богатых пуринами. Последние содержат необходимые белки, витамины, клетчатку.

– Нет, в случае бессимптомного повышения уровня мочевой кислоты выше 400 мкм\л  у мужчин и выше 360 мкм\л у женщин, медикаментозная коррекция не проводится. В таких случаях рекомендуют смену режима питания и динамическое наблюдение у терапевта по месту жительства. Кроме того, целесообразно провести дополнительное обследование на предмет почечной патологии.

Как записаться на прием к ревматологу?

– Ревматолог Шафиева Ирина Алексеевна ведет прием пациентов в Самаре, записаться на прием можно позвонив по телефонам указанным на странице контакты нашего сайта. На приеме доктор обязательно выслушает ваши жалобы, узнает о перенесенных заболеваниях, назначит необходимые дополнительные исследования для постановки диагноза и поможет справиться с болезнью.